Современное искусство

У каждой эпохи есть свой духовный осадок, даваемый временем. В пространственном растворе настоящего современность мечется, ища своих голосов также напряженно, с таким же натиском и находками, с какими когда-то наталкивались на выход внутренние импульсы реальности, ныне называемой «прошлое».

Конечно, из этого не вытекает необходимым условием нахождения «другой» реальности искусства в окружающем нас мире предложение без конца оборачиваться назад.

Бурные, порой экстравагантные формы проявления современного художественного творчества – наглядное подтверждение тому. Время, как и любой жизненный путь, идет вперед, и вряд ли кто-нибудь из молодых художников согласился бы следовать на зов данной ему в удел перспективы спиной.

Вспоминать о прошлом, пытаясь объективно понять и оценить современное искусство, нужно для того, чтобы не забыть о перетекающих состояниях «настоящего», всегда обладающего своим внутренним духовным началом, даже если оно преодолевает такие болезни материализма, какие искушают XXI век.

Эмоциональное и концептуальное, построенное на синтезе сознания и чистой впечатлительности творчество А. Ахниной, Е. Лебедевой, Ю. Малининой и Д. Самодина связано со стихией современности не только в силу их молодости, но и ввиду искреннего интереса к окружающему пространству, насыщенному энергетическими волнами новых и старых форм.

Желание проникнуть за разноликие, порой эклектичные явления действительности любой знак, даже дорожный, превращает для художников в загадочный объект, наделенный символической таинственностью, из которой и рождается произведение искусства, окруженное своей собственной творческой аурой.

Наше время, зараженное шумами новых технологий, спонтанное, динамичное – контекст, смысловое поле той ситуации, логику которой призвано понять и, поднявшись над ней, отразить современное искусство. Но, как это не парадоксально, несмотря на весь техницизм, автоматизм и другие «нервометрические» характеристики XX и XXI веков, может быть, главной психологической чертой их внутреннего портрета будет иррационализм, который и диктует современные стремительные ритмы.

Наличие случайного и необоснованного элемента таланта в жизни (столь популярная в шестидесятые годы XX века «алеаторика», понятая в метафорическом смысле), иначе говоря, вдохновенный импульс творческой импровизации, являющейся голосом спасительного в данном случае иррационализма – вот то впечатление, которому поддаешься, знакомясь с искусством художников.

Однако значимость и выразительность их творчества вовсе не в том, чтобы обогнать вихрь современности. Нет. Выдерживая ее темп, погружаясь в ее интересы, они затрагивают те образные контрапункты, которые искренне волнуют их души, задевая током эмоционального переживания воображение и мысль. В силу темперамента, обладая разным духовным ладом, А. Ахнина, Ю. Малинина, Е. Лебедева и Д. Самодин выступают как полноценные творческие индивидуальности, объединенные поиском собственных мотивировок восприятия окружающей нас среды.

Но не только общие эстетические начала сделали возможным рождение группы. Умение творчески концентрироваться и свободно обобщать, художественно реагируя на проявления современности, было развито годами обучения в творческих мастерских П.Ф. Никонова (Д. Самодин и Е. Лебедева) и Т.Г. Назаренко (А. Ахнина и Ю. Малинина). Московский Государственный Академический Художественный Институт им. В.И. Сурикова – общее основание. Но, конечно, решительные образные характеристики и творческие достижения рождаются на пределе личных внутренних усилий, размышлений, поисков, вырабатывающих у каждого мастера свой стиль и свою проблематику.